пятница, 13 сентября 2013 г.

Заставлять ли ребёнка учиться?

       Многие родители задаются вопросам почему мой ребёнок не хочет учиться? Именно для того, чтобы помочь вам ответить на этот вопрос психологической службой гимназии проведено тестирование учащихся бывших  4 классов.  
      В полученых психологических характеристиках ваших детей вы увидели написанную от руки строчку: "... уровень избегания неудач".
      Психологи различают два мотива поведения: мотив стремления к успеху и мотив избегания неудач. Причем, чем сильнее выражен один из этих мотивов, тем слабее другой!
    Попробую объяснить Внешне два человека могут вести себя сходным образом, но мотивы у них разные. Один стремится решать возникающие проблемы, ищет ответы на вопросы, преодолевает препятствия, чтобы добиться своей цели. Другой осторожничает, все время пытается прокладывать свой путь таким образом, чтобы не было никаких препятствий. Такой человек тоже может добиться успеха, но это будет очень непрочное, неуверенное достижение.
        Какими бы предусмотрительными и осторожными мы ни были, никто из нас не застрахован от ошибок и неудач. А в любой проблемной ситуации человек, ведомый мотивом второго типа, беспомощно опускает руки. 
     Если ребенок учится только под страхом родительского гнева, это означает лишь одно: в недалеком будущем он вообще учиться перестанет и вы уже не сможете заставить его.
    Специалисты, кстати, установили, что у самых отпетых двоечников, как правило, очень агрессивные родители. Когда их вызывают в школу, чтобы обсудить успеваемость их чада, они громко возмущаются, кричат и обещают «как следует всыпать» «этому негодяю». И будьте уверены, они не оставляют такое обещание невыполненным. Двоечников дома наказывают за «двойки», порой весьма сурово, но они почему-то не перестают от этого быть двоечниками!
       Все дело в том, что процесс учебы не имеет для этих детей никакого смысла, никакой ценности. Плохая оценка неприятна для ребенка лишь потому, что мать опять накажет. Поэтому все усилия будут направлены на поиск решения того, как избежать наказания. Можно спрятать дневник, сжечь классный журнал, попробовать куда-нибудь спрятаться от разгневанных родителей. Но к учебе все это не имеет никакого отношения!
        Поэтому даже маленького ребенка можно постепенно приучать к тому, чтобы он искал способ решения проблемы, а не возможность спрятаться от последствий.
       Выбор мотива, как вы уже наверняка догадались, происходит в детстве. И во многом определяется именно тем, как вели себя родители: наказывали и упрекали или помогали и поддерживали, поощряя поиск решений. Так что во многих случаях наказание вообще можно смело «пропускать» и сразу переходить к более полезному и информативному этапу: «Давай подумаем, как это исправить?» (Н. Козлов) 
         Ребёнок может учиться хорошо и сознательно без надзора, постоянного контроля и директивы родителей со стороны. Единственное, что здесь необходимо, это самим родителям изучить психологию ребёнка и исходя из этого понять, как правильно строится воспитательный процесс. Прямые угрозы и принуждение же только отбивают у ребёнка интерес и вызывают отторжение к освоению учебного матерьяла и вобще на будущее интерес к любому образованию и самообразованию, изучению чего-то нового. Другой вариант, как заинтересовать ребёнка...
          Хотя у многих детей есть интерес к учёбе, сложности в учёбе могут быть связаны ещё и с какими-то психологическими проблемами в саду, школе, колледже, институте, например в коммуникации, взаимопонимании, страхах. Поэтому вполне естественно, что ребёнок просто не хочет посещать то место, где он испытывает постоянный стресс и чувствует себя неуютно.
          Часто неуспеваемость кроется и в том, что людям просто неинтересно в них учится. Они пошли туда потому что вроде "надо", а сами не знают, что хотят или их заставляют учиться там силой родители. Невозможность понять, что человек сам хочет, отсутствие интереса к любой учёбе (изучению нового) и невозможность договориться с родителями, так же может являться психологической проблемой самого человека или даже целой семьи.
Как правило неуспеваемость объединяет в себе все или 2 и реже 1 из каких-то вышеописанных проблем, но корнем её является: проблема ошибок воспитания и психологические сложности.
(С. Марачёв)

Комментариев нет:

Отправить комментарий